www.chms.ru - вывоз мусора в Жуковском
Читаемые статьи

Читаемые книги

Ссылки


Главная >  Направления железнодорожного моделизма 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44


Рис. 105. Схема подключения поворотного треугольника

путь и переключение электромагнитного реле.

Для поворота локомотивов в депо и на станциях сооружают треугольники и поворотные круги. При повороте на треугольнике требуется


Рис. 106. Электрическая схема автоматизированного переезда со звуковой и световой сигнализацией

дважды изменять направление движения локомотива и перевести три стрелочных перевода. Количество операций по управлению поворотом локомотива на макете треугольника можно сократить, применив схему, изображенную на рис. 105. При этом задается определенная программа проследования локомотива по треугольнику. Остряки стрелочных переводов устанавливают в определенное положение, в котором они удерживаются пружинами. Таким образом, при входе в тупики Т1, Т2 и при выходе из треугольника локомотив будет взрезать стрелки . Для предотвращения коротких замыканий на рельсовых нитях предусмотрены разрывы. Участки пути перед тупиковыми упорами подключают через диоды для автоматической остановки локомотива. Когда локомотив заходит в тупик Т1, переключателем S, вынесенным на пульт управления, изменяют полярность напряжения, и локомотив движется задним ходом в тупик Т2. Локомотив останавливается в тупике Т2, и переключателем вторично меняют полярность, после чего локомотив передним ходом выходит с треугольника.

На пересечениях в одном уровне железнодорожных путей с автомобильными дорогами макет переезда можно оборудовать автоматически закрывающимися шлагбаумами, световой и звуковой сигнализацией. Принципиальная электрическая схема такого переезда на однопутном участке изображена на рис. 106, а. На двухпутных участках устанавливают по одному контакту 8Рз и SPo на каждом пути, причем перед переездом, первым на пути следования поезда, должен быть контакт закрытия шлагбаума 8Рз, а за переездом на расстоянии, соответствующем

длине наибольшего поезда,- контакт открытия SPo- Схема будет действовать только при движении по участку поездов, вагоны в которых имеют неметаллические бандажи колес. Закрытие шлагбаумов производится при помощи самодельного электромагнитного привода (см. рис. 92) или аналогичного привода заводского изготовления. Для световой сигнализации используют миниатюрные лампы напряжением 16 В, окрашенные в красный цвет. Звуковые сигналы воспроизводит телефонный наушник, включенный последовательно с конденсатором С/ емкостью 5-10 мкФ. Источник прерывистых звуковых и световых сигналов может быть выполнен в виде отдельного блока для всех переездов, имеющихся на макете (рис. 106, б). В блоке использованы два телефонных реле К1 и К2 с сопротивлением катушек 500-1000 Ом и конденсатор С2 емкостью 50-100 мкФ. Реле К1 должно иметь один нормально разомкнутый контакт, а реле К2 - один нормально замкнутый, число переключающих контактов у обоих реле должно соответствовать количеству переездов.

Работа блока осуществляется в следующей последовательности: при подключении к источнику питания начнет заряжаться конденсатор С2. После зарядки конденсатора сработает реле К! и через нормально разомкнутый контакт включит реле К2. Реле К2 своим нормально замкнутым контактом разорвет цепь реле К1, конденсатор С2 начнет разряжаться, реле /С/ выключится и в свою очередь выключит реле К2. Реле К2 через нормально замкнутый контакт подключит конденсатор С2 на зарядку, и цикл повторится.

Когда поезд приближается к переезду и колеса локомотива замыкают контакт SPi, срабатывает электропривод КС и переводит шлагбаум в закрытое положение. Одновременно электропривод КС подключает цепь ламп El, Е2 и телефонного наушника Н к переключающему контакту реле К1 (К2). Лампы поочередно загораются, а телефонный наушник издает прерывистые звуковые сигналы. После проследования поезда через переезд колеса локомотива замыкают контакт SPo, электропривод КС срабатывает, открывая шлагбаумы и выключая цепь световых, звуковых сигналов.

Для коммутации цепей в электросхемах макетов железной дороги используют большое количество различных электродеталей (переключателей, выключателей, кнопок, штепсельных разъемов и др.). При подборе деталей необходимо учитывать их технические характеристики - силу проводимого тока, максимальное и минимальное напряжения цепи, а также их габариты.

В электросхемах применяют медные многожильные провода с полихлорвиниловой и шелковой изоляцией сечением 0,5-1,0 мм, подбираемые в зависимости от проводимого тока. Медные многожильные провода более эластичны, чем одножильные; они хорошо ложатся в жгут, легко паяются и при многократном изгибании не ломаются. Там, где провода устанавливают без всякого движения и изгибов, можно использовать медные одножильные. Закрепление проводов к электродеталям и приборам может быть постоянное - на пайке или съемное. При монтаже электросхем пайку проводов следует производить бескислотным способом (с




Рис. 107. Монтаж электрических проводов

применением канифоли). При применении кислотной пайки пары кислоты через некоторое время окисляют и нарушают контакты. Провода, которые при монтаже и эксплуатации электросхемы периодически отсоединяют, закрепляют в специальных зажимах, на винтах или под гайками. На концы проводов, закрепляемых под винт, следует напаять наконечники соответствующих размеров (рис. 107, а). Место пайки закрывают трубкой / из поливинилхлорид-

ного пластиката, на которую наносят маркировку - номер данного провода.

Провода под макетом и в пультах управления увязывают толстыми нитками в жгуты и прикрепляют скобами к раме подмакетника или пульту управления (рис. 107, б). В местах изгиба на жгутах делают петли, которые закрепляют таким образом, чтобы провода работали на скручивание, а не на изгиб (рис. 107, в). Для удобства монтажа



Рис.

3. Приборы для проверки электрических цепей макетов

электросхем для каждой цепи используют провода с разноцветной изоляцией. Так, например, нулевой провод-черный, цепи переменного тока напряжением 16 В - зеленый, постоянного тока напряжением 12 В - желтый и т. д.

Для быстрого обнаружения неполадок в электросхемах макетов наряду с общеизвестными контрольно-измерительными приборами рекомендуется использовать несложные самодельные приборы - пробники . На рис. 108, а изображена схема прибора, с помощью которого можно проверить проводимость электроцепи (переключатель 5 в верхнем положении) и наличие напряжения постоянного или переменного тока до 16 В

(переключатель S в нижнем положении) . В небольшой коробке устанавливают источник питания (батарейку) Б напряжением 4,5 В, резистор сопротивлением 150 Ом, на поверхности корпуса устанавливают переключатель (тумблер) S и лампу напряжением 4,5 В. Выводы делают из многожильного провода сечением 0,3 мм, длиной 1 -1,5 м, на концах выводов припаивают одиночные штекеры, на которые при необходимости можно установить зажимы типа крокодил .

Наличие напряжения до 16 В, вид тока, а также полярность постоянного тока можно определить с помощью прибора, изображенного на рис. 108, б. В схеме использованы


Рис. 109. Пульт управления



два диода (типа Д7) и две лампы напряжением 16-24 В. Прибор собирают в небольшой коробке, провод / выводят из корпуса медным стержнем диаметром 3 мм, длиной 50- 100 мм, изолированным по всей длине поливинилхлоридной трубкой, провод 2 делают как и у предыдущего прибора. При наличии напряжения переменного тока горят обе лампы; при постоянном токе, если коснуться штырем проводника с положительной полярностью, будет гореть красная лампа £ , с отрицательной - синяя Eq.

Третий прибор (рис. 108, в) служит для проверки наличия напряжения на участке пути. Если рельсовые нити находятся под напряжением, то загорается та лампа, где имеется положительный потенциал. Этот прибор можно собрать на пластинке из изоляционного материала (текстолит, оргстекло и др.), а выводы оформить в виде лепестков. Рас-

стояние между лепестками устанавливают соответственно ширине колеи на проверяемом участке.

Все элементы электропитания макета, управления движением и автоматикой сосредоточивают в пультах управления (рис. 109). На верхней панели пульта вычерчивают мнемосхему того участка макета, для которого предназначен данный пульт. Приборы управления сигналами, стрелочными переводами и т. п. располагают на мнемосхеме соответственно их расположению на макете. Приборы, не имеющие прямого отношения к управлению движением, выносят в сторону. Рядом с элементами управления устанавливают таблички с условными обозначениями в соответствии с принципиальной схемой или надписями, поясняющими их функции.

Для удобства обслуживания может быть введена обратная световая сигнализация.

Глава VI

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ НА МАКЕТАХ

Основные приемы изготовления макетов построек

Изготовление архитектурных макетов железнодорожных зданий и сооружений является одним из интересных направлений железнодорожного моделизма. Это - кропотливая работа, связанная с изготовлением многих мелких деталей, выполнением различных операций по обработке дерева, пластмасс, металла и других материалов. Многие виды макетных работ трудоемки и требуют определенных навыков, поэтому начинающим моделистам сначала следует выбирать простые макеты, переходя затем, по мере приобретения опыта, к более сложным.

Железнодорожные здания (наиболее специфичные по своим функционально-технологическим признакам) служат для технической эксплуатации железных дорог и состоят из зданий производственного, слу-жебно-технического и служебно-бы-тового назначения. Архитектурный пейзаж в значительной мере приближает макет железной дороги к действительности. Производственные здания железнодорожного транспорта имеют своеобразную архитектуру и воспроизведение их на макете придает ему особый железнодорожный колорит. Естественно, что даже на большом макете невозможно по-

1 6056

казать весь комплекс сооружений и устройств, имеющихся на настоящей железной дороге, поэтому моделисты стремятся показать наиболее типичные для железнодорожного транспорта производственные и гражданские здания и сооружения.

Предприятия, специализирующиеся на изготовлении моделей железных дорог и оснастки, выпускают широкий ассортимент архитектурных макетов железнодорожных зданий и сооружений - вокзалов, локомотивных депо, горочных постов, пассажирских и грузовых платформ, линейно-путевых зданий, пакгаузов и складов, небольших промышленных предприятий, жилых домов и др. Эти макеты выпускают в собранном виде и в виде наборов деталей для самостоятельной сборки. Кроме того, в помощь моделистам выпускают большой ассортимент полуфабрикатов, используемых при постройке архитектурных макетов (листы пластмассы, на которых воспроизведена кирпичная или каменная кладка, а также черепичная кровля, оконные рамы, двери, ограды и др.).

Архитектура макетов зданий во многом зависит от выбранной тематики макета железной дороги. Если моделист поставил своей задачей показать период, ставший сейчас для транспорта историей, то для такого макета характерны здания веерного паровозного депо,водонапорные



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44


Чем хороши многотопливные котлы?



Нетрадиционное отопление



Детище отечественной Оборонки



Что такое автономное индивидуальное отопление?



Использование тепловых насосов



Эффективное теплоснабжение для больших помещений



Когда удобно применять теплые полы
© 1998 - 2024 www.300mm.ru.
При копировании материала обязательно наличие обратных ссылок.
Яндекс.Метрика