www.chms.ru - вывоз мусора в Жуковском
Читаемые статьи

Читаемые книги

Ссылки


Главная >  Направления железнодорожного моделизма 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

башни, устройства для экипировки паровозов, стрелочные будки, линейно-путевые и своеобразные по архитектуре пассажирские здания, павильоны, постройки в пристанционных поселках. Производственные здания построены из красного кирпича; в качестве материала для гражданских сооружений преобладает дерево; крыши зданий покрыты железом или черепицей. Постройки отличаются затейливой архитектурой, множеством художественных и архитектурных украшений. Порой эти постройки представляют собой единый архитектурный, классически выдержанный комплекс, например постройки бывшей Московско-Окружной дороги (см. рис. 8). Значительно отличается архитектура зданий на современной железной дороге - просторные прямоугольные здания локомотивных депо, вокзалы, построенные из бетона и стекла, крупнопанельные жилые дома в пристанционных поселках.

Постройку любого архитектурного макета следует начинать с внимательного изучения чертежа и фотографий настоящего здания. Ознакомившись с особенностями оригинала, для удобства работы можно вычертить все фасады и план здания в том масштабе, в котором будет изготовлен макет. Составление чертежа макета также необходимо в тех случаях, когда отсутствуют строительные чертежи фасадов здания и проекции восстанавливают по фотографиям. После этого следует решить; из какого материала лучше изготовить макет, подобрать необходимые инструменты, приспособления, изучить технологию изготовления отдельных деталей и макета в целом. Материал, из которого будет изготовлен макет, после выполнения всех

операций по обработке и окраске по внешнему виду должен воспроизводить материал оригинала.

Макеты зданий чаще всего делают из листового органического стекла толщиной 4-8 мм. Для отделки фасадов, изготовления накладных деталей - карнизов, наличников, фундаментов и др.- используют органическое стекло меньшей толщины, полистирол или целлулоид. Последний легко поддается обработке и, кроме того, выпускают его в широком цветовом ассортименте, что при соответствующем подборе цвета позволяет отказаться от окраски макета. Это создает некоторые удобства в работе, однако следует иметь в виду, что целлулоид после высыхания клея дает усадку и может деформировать каркас, поэтому целлулоидом следует оклеивать наружную и внутреннюю сторону стены. Имитация строительного материала стен здания может быть выполнена как непосредственно на заготовках из органического стекла, так и пластинах целлулоида или полистирола, которыми в дальнейшем оклеивают фасады. Для изготовления простейших построек начинающим моделистам в качестве материала можно рекомендовать фанеру и плотный картон.

Кирпичную кладку зданий имитируют путем нанесения на заготовку стены или пластину, предназначенную для оклейки фасада, продольных и поперечных рисок глубиной 0,2-0,3 мм, образующих прямоугольники - кирпичи . Размеры прямоугольников принимают в 1,5-2 раза больше, чем размеры кирпича, переведенные в масштаб. Для расчерчивания заготовок удобно использовать штангенциркуль, у которого одна из ножек заточе-

на по форме резака для пластмассы. Заготовку закрепляют на поверхности стола струбцинами и, прижимая ножку штангенциркуля к одной стороне заготовки, заточенной ножкой наносят на листе риску. Изменяя по нониусу расстояние между ножками штангенциркуля, можно с большой точностью воспроизвести кирпичную кладку на заготовке стены. Расчерчивание также можно выполнить разметочной чертилкой или резаком для пластмассы по металлической линейке. Чтобы линейка не скользила по заготовке, к ее обратной стороне приклеивают полоску изоляционной ленты. Для большей выразительности макета кирпичного здания после его сборки и окраски стены покрывают тонким слоем серо-желтой поливинилацетатной краски цвета цементного раствора и протирают мягкой тканью, снимая краску с поверхности стены и оставляя ее в швах кирпичной кладки .

Стены зданий, построенных из панелей и кирпича, покрытого штукатуркой, можно сделать как из пластмассы, так и из фанеры или плотного картона. На заготовках расчерчивают швы между отдельными блоками и панелями. Внешнее сходство с материалом оригинала достигается подбором краски - окрашенные поверхности должны быть матовыми и слегка шероховатыми. Для этого в краску добавляют порошкообразный наполнитель - пудру, зубной порошок и др.

Дощатую обшивку деревянных построек воспроизводят на органическом стекле или полистироле путем нанесения на заготовку параллельных рисок штангенциркулем, разметочной чертилкой или резаком для пластмассы. При имитации бревенчатых стен построек из листо-

вого материала делают детали каркаса, подгоняют их без склейки, затем из листового полистирола нарезают узкие полоски шириной, соответствующей масштабному диаметру бревен. Эти полоски обтачивают фигурным резаком (рис. ПО), изготовленным из стальной пластины или ножовочного полотна, придавая им в сечении профиль полуокружности, а потом наклеивают на заготовку стены. Если на макете здания нужно сохранить естественный цвет и фактуру дерева, то полоски нарезают острым ножом или скальпелем из березового шпона, используемого для фанеровки. При имитации дощатых стен полоски наклеивают на каркас здания, а если воспроизводят бревенчатый сруб, полоскам перед наклеиванием придают профиль полуокружности. Цвет древесины подбирают, протравливая шпон спиртовыми морилками или водяными растворами анилиновых красок. Чтобы подобрать нужный цвет, необходимо произвести пробное морение на обрезках материала. Готовые поверхности можно слегка пропитать бесцветным лаком.

Из заготовок, на которых воспроизведен внешний вид строительного


Рис. по. Фасонный резак для воспроизведения бревенчатых стен (а) и оправки для изготовления деталей оконных переплетов (б)



материала, делают отдельные коробки (каркасы) самого здания, пристроек, галерей и др. В местах соединения стен торцовые стороны заготовок запиливают под углом 45° (рис. 111, а). Подгонку стен каркаса друг к другу выполняют на поверочной плите (рис. 111,6). На фасадах вычерчивают, а затем выпиливают и тщательно зачищают все оконные и дверные проемы. Окна делают из тонкого органического стекла и подгоняют в выпиленные для них проемы. Заготовку окна можно сделать несколько больше оконного проема и приклеить ее к внутренней стороне стены. На оконное стекло наклеивают детали оконных переплетов, которые делают из тонких полистироловых или целлулоидных полосок. Для архитектурных макетов в масштабе 1:87 детали оконных рам можно сделать профилированными. Для этого заготовки обстругивают, придавая им нужный профиль, специальными оправками (см. рис. ПО), изготовленными из стальной пластины толщиной 0,8- 1 мм или ножовочного полотна. Алюминиевые оконные рамы современных зданий воспроизводят на макетах, наклеивая в прорези на заго-

товке окна тонкие алюминиевые полоски, которые затем полируют. Такие рамы можно также изготовить из полосок полистирола или целлулоида и покрасить алюминиевой краской. Готовые окна с рамами вставляют в оконные проемы и приклеивают после окраски коробки здания. К стенам приклеивают наличники и отливы. Наличникам, так же как и деталям оконных переплетов, профиль придают при помощи оправок. Дверные полотна изготавливают из органического стекла; снаружи их оклеивают тонкими целлулоидными полосками или полосками, нарезанными из березового шпона. Если дверь или ворота в макете должны быть открывающимися, например ворота локомотивных депо, то в заготовке стены и створках ворот или двери высверливают отверстия диаметром 1 мм и в них вставляют шпильки из стальной проволоки, на которых как на оси поворачивается (открывается) дверь или створка ворот.

В качестве материала крыши независимо от воспроизводимого материала покрытия используют органическое стекло толщиной 3-5 мм. Для имитации металлической кровли



Рис. 112. Способы воспроизведения метал.пической {а, б) и черепичной (в) кровли

Рис. 111. Соединение стен макета здания (а) и сборка каркаса здания на поверочной плите (б) 132 5-4

на макете условно показывают соединения листов кровельной стали. В заготовке крыши делают прорези глубиной 1 мм и шириной 0,5 мм. В эти прорези вставляют целлулоидные полоски, выступающие на 0,5 мм над поверхностью крыши (рис. 112, а). Большего соответствия оригиналу можно добиться, наклеивая на каркас крыши медные или латунные пластины толщиной до 0,3 мм с загнутыми под 90° кромками (рис. 112, б).

Наиболее трудоемким процессом является изготовление черепичной кровли; такую кровлю набирают из отдельных пластмассовых полосок. Поперек полосы делают прорези, отделяющие пластинки черепицы , а с продольной стороны по шаблону делают овальные вырезы. Обработанные заготовки последовательно (внахлест) наклеивают на каркас крыши (рис. 112, в).

Шиферную кровлю воспроизводят, наклеивая на каркас крыши полоски рифленого картона, изготовленного при помощи приспособления (рис. 113), состоящего из двух шестерен, через которые протягивают полоски плотного картона. Расстояние между центрами шестерен в

приспособлении принимают на 0,5 мм больше суммы радиусов начальных окружностей шестерен.

Рулонную кровлю воспроизводят, наклеивая на каркас полоски бумаги, а внешнего сходства добиваются за счет подбора красителя - нитрокраски с порошкообразным наполнителем или поливинилацетатной темперы.

При изготовлении крыш сложной формы сначала из бумаги делают выкройки, каждую подгоняют к каркасу здания, а затем по ним делают заготовки крыши.

После подготовки всех деталей макета начинают его сборку. Поверхности деталей из пластмассы, которые следует склеить или окрасить.


Рис. 113. Приспособление для рифления картона



перед сборкой зачищают мелкой наждачной бумагой (некоторая шероховатость способствует лучшему схватыванию клея и закреплению краски). При сборке макетов зданий используют различные клеи, которые подбирают в зависимости от применяемых материалов (см. главу X).

Собранную постройку окрашивают нитрокраской при помощи распылителей или аэрографов. Макеты построек .можно также аккуратно окрашивать мягкими колонковыми или беличьими кистями. Отдельные мелкие детали окрашивают поливинилацетатной темперной или масляной краской.

После окраски коробки здания приступают к его окончательной отделке. В нижней части стен приклеивают фундаменты, выклеивают карнизы, наличники, дверные коробки. Эти детали изготавливают из цветного полистирола или целлулоида, на них воспроизводят внешний вид материала, из которого сделана та или иная деталь. На крышах и балконах укрепляют ограждения, водосточные устройства. Ограждения крыш и балконов делают из проволоки диаметром 0,3-0,5 мм. Чтобы получить аккуратно выполненные ограждения, их сборку ведут в кондукторах-пластинах из твердого дерева или органического стекла, в которых сделаны прорези, повторяющие рисунок ограждения. В эти прорези вставляют отрезки проволоки, которые затем паяют небольшими порциями олова.

После сборки здания устанавливают на подмакетнике. Крепление построек к подмакетнику лучше делать разъемным - это позволит снимать любую постройку с макета для очистки от пыли, а также рестав-

рации или ремонта. В макетах построек можно сделать внутреннюю подсветку, смонтировав одну или несколько электрических лампочек напряжением до 16 В. При устройстве подсветки внутренние поверхности стен покрывают толстым слоем черной нитрокраски, чтобы они не просвечивались. Установив здание на подмакетнике, делают подъезды и тротуары, воспроизводят внешний вид травяного покрова и земли, устанавливают заборы и ограждения.

2. Соорже11ия noKOMOfMBHoro к вагонного жозяйс?ва

Основными производственными зданиями локомотивного хозяйства являются локомотивные депо. По характеру выполняемых работ и по местонахождению депо разделяются на основные и оборотные. В зависимости от рода обслуживаемых локомотивов депо подразделяют на электровозные, тепловозные, паровозные, моторвагонные и смешанные (локомотивные). Для выполнения всех операций по ремонту и осмотру основные депо имеют локомотивные здания со стойлами для локомотивов и мастерские для ремонта их узлов и деталей. По компоновке локомотивные здания различают на прямоугольные, ступенчатые и веерные. При эксплуатации паровозов наибольшее распространение получили депо веерного типа. В настоящее время эти депо частично сохранились и приспособлены для эксплуатации тепловозов и электровозов. Сейчас при реконструкции локомотивного хозяйства и при постройке новых железнодорожных линий локомотивные депо строят прямоугольной или ступенчатой формы из унифициро-

ванных блоков на основе типовых схем компоновки.

На выбор локомотивного депо для макета железной дороги прежде всего влияют общая тематика и габариты макета. Если на макете для тяги поездов намечается использовать модели паровозов, то наиболее интересно изготовить макет веерного депо с поворотным кругом (рис. 114). Однако для макета такого депо нужна большая площадь (в масштабе 1:87 не менее 1,5 м), что не всегда возможно при постройке макета в домашних условиях. При ограниченных габаритах макета лучше выбрать прямоугольное депо.

Геометрическая форма локомотивного депо веерного типа показана на рис. 115. Все здание состоит из секций, в каждой из которых расположено стойло для локомотива. Эти секции представляют собой части секторов, ограниченных хордами. Центром окружностей, образующих наружную и внутреннюю стены зда-

ния, является центр поворотного круга. Разность радиусов, образующих окружности R1 и R2, а также диаметр поворотного круга должны соответствовать длине наибольшего локомотива, устанавливаемого в стойле. Чтобы уменьшить площадь, занимаемую макетом, обычно уменьшают радиусы R1 и R2, по которым строят наружную и внутреннюю стены веерного депо, и приближают здание к поворотному кругу, сокращая отрезки пути между поворотным кругом и стеной здания. Число стойл в макете веерного депо также зависит от габаритов макета железной дороги и, как правило, бывает в пределах от 4 до 10. При постройке железных дорог в конце прошлого столетия часто за основу принимались веерные депо на 5-6 стойл, затем по мере увеличения эксплуатационного парка паровозов к этим зданиям пристраивали дополнительные стойла. Большие основные веерные депо имели 20 и более стойл. При числе стойл в депо


*vmmn-va

Рис. 114. Макет веерного паровозного депо с поворотным кругом



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44


Чем хороши многотопливные котлы?



Нетрадиционное отопление



Детище отечественной Оборонки



Что такое автономное индивидуальное отопление?



Использование тепловых насосов



Эффективное теплоснабжение для больших помещений



Когда удобно применять теплые полы
© 1998 - 2024 www.300mm.ru.
При копировании материала обязательно наличие обратных ссылок.
Яндекс.Метрика